ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
Cервер органов государственной власти
НАШИ УЧРЕДИТЕЛИ

В НОМЕРЕ
№ 4 апрель 2017 г.
РУБРИКИ ЖУРНАЛА

polosa
СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА


Все спецвыпуски стрелка
polosa
ОФИЦИАЛЬНО

Все документы стрелка
ПОЗДРАВЛЯЕМ 

Все поздравления
МИРОВАЯ МЫСЛЬ
СОБЫТИЯ

25.04.2017
24.04.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

22.04.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
polosa
СТАТЬИ
Поделиться с друзьями:

Михаил Николаев, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, первый президент Республики Саха (Якутия):

«Арктическая страна без закона об Арктике!..»

Наша огромная страна по большей части – северная. А необъятные «севера» расположены преимущественно в Арктической зоне. С одной стороны – это неоспоримое преимущество, так как Арктика богата природными ресурсами, в том числе, - энергетическими, несметными сокровищами, с другой – бескрайние просторы и суровые климатические условия изобилуют немалыми, а порой непреодолимыми проблемами. Первая из них, считает наш собеседник, отсутствие Федерального Закона об Арктической зоне РФ, что приводит к оттоку и деградации, к вымиранию местного населения, веками обживающему далекие и неласковые края.  
 
- Прежде всего, в Арктической зоне нет развитой   транспортной и иной   инфраструктуры…  
- И не только поэтомузакон "Об Арктической зоне Российской Федерации" жизненно важен, поскольку назрела необходимость новой федеральной политики и особого подхода к решению проблем арктических регионов. Принятие закона должно перевести общественные отношения в Арктической зоне страны на стабильную правовую основу. Не буду говорить о других регионах, хотя знаю их довольно не плохо, но давно назрел разговор о Якутии. В условиях короткой   навигации   на   Северном   морском   пути, а это около   2   месяцев,   и   на речном транспорте, тут, как когда, - от 20 суток до 4 месяцев, а также фактического бездорожья в арктических районах Якутии сроки доставки грузов потребителям составляют более 1 года. Из 64 населенных пунктов, включенных в перечень территорий компактного проживания малочисленных народов Севера, за исключением райцентров, только 5 имеют круглогодичную наземную связь с обжитыми поселками. Большинство авиаплощадок не пригодны для эксплуатации малой авиации и могут принимать лишь вертолеты.
К этому надо добавить неудовлетворительное состояние энергообеспечения. Локальная энергетика в арктической зоне характеризуется износом электрооборудования дизельных станций до 70 процентов. Большинство таких дизелей размещено в неприспособленных зданиях. Без учета требований пожарной безопасности, санитарных условий работы персонала. Воздушные линии электропередач, отходящие от  электростанций, выполнены на деревянных опорах и имеют износ также свыше 70 процентов. В условиях роста цен на топливо себестоимость электроэнергии в Арктике в среднем составляет 30 рублей за киловатт-час, а на некоторых электростанциях уже превышает 100 рублей.
 
- Кроме того, как известно, уменьшаются  объемы производства по некоторым отраслям экономики, происходит  банкротство многих предприятий, что приводит к сокращению занятости населения и  числа рабочих мест.
- Действительно!Поэтому мы, северяне, прямо скажу, очень были рады, когда проект федерального закона "Об Арктической зоне Российской Федерации", разработанный Министерством регионального развития России, был вынесен на широкое обсуждение. Ведь мы его так долго ждали…Хотя и сами вносили неоднократно аналогичные законопроекты. Закон придал бы особый статус административным и муниципальным образованиям, включенным в состав Арктической зоны, со всеми вытекающими отсюда "плюсами", стал бы дополнительным импульсом для их долгосрочного развития, а также - территорий, на которых они находятся. Ведь законопроект предусматривает не только установление налоговых льгот и бюджетных выплат для граждан, проживающих и работающих в Арктической зоне, обеспечение льгот для военнослужащих. Но и государственную поддержку кредитования и иных форм финансового обеспечения лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность,  ускорение темпов жилищного, дорожного строительства, развития энергетических систем с применением механизмов государственно-частного партнерства.
Пока же у нас во многих улусах наблюдаются упадок традиционных видов хозяйственной деятельностикоренных малочисленных народов Севера, особенно промысловых отраслей - охоты и рыболовства,  а также прекращение    углубленной     племенной    работы, ослабление ветеринарного      обслуживания,     разрушение      налаженных      технологий в оленеводстве. Во многом такое положение - результат отсутствия комплексного подхода к стратегическому планированию развития арктических территорий. Имеющиеся огромные минерально-сырьевые и природные ресурсы дают основание утверждать, что Арктическая зона РФ имеет огромный потенциал для устойчивого развития,который мог бы и должен быть востребован.
Обладая огромными запасами разнообразных природных ресурсов, труднодоступных в настоящее время для широкомасштабного освоения, Арктическая зона является своего рода резервом ресурсов для будущих поколений. В рамках разработки федерального закона об Арктической зоне РФ и государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года, необходимо было безотлагательно принимать меры по усилению Арктики, сделав упор на инновации. Наращивать научно-исследовательские работы, сохранять экологические системы и обеспечивать безопасность жизнедеятельности, снижать стоимость жизни.
С учетом изложенного правительство Республики неоднократно предлагало включить в государственную программу мероприятия по созданию и развитию транспортной инфраструктуры. Прежде всего, это возрождение Северного морского пути, в полном объеме. Для чего требуется разработка и реализация целого комплекса мер - создание меридионального международного транспортного маршрута Северный морской путь - р. Лена - железная дорога Беркакит - Томмот - Якутск -Байкало-Амурская магистраль (Транссибирская магистраль) – Азия. Формирование в поселке Тикси Республики базового пункта управления инфраструктурой Северного морского пути, с учетом организации морского спасательно-координационного центра в п. Тикси, в виде филиала ФГУ «Госморспасслужба России», с передачей функции по координации поиска и спасения людей, терпящих бедствие в восточном секторе. Не обойтись и без филиала   ФГУ «Гидрографическое  предприятие» Управления безопасностью    мореплавания    в    Восточном    секторе    Арктики    от    пролива Вилькицкого до бухты Провидения на трассах Северного морского пути, на Тиксинской гидрографической базе.
Необходимо обеспечить финансирование и эффективную организацию содержания водных путей. Реновации и обновление флота смешанного плавания - «река-море», поддержание эксплуатационных глубин на реках, содержание противопаводковых защитных сооружений. Разработать механизм долевого участия в финансировании судоходства на вновь осваиваемых участках рек в арктических районах коммерческих организаций, заинтересованных в развитии мореплавания в целях освоения новых месторождений полезных ископаемых и других ресурсов.
Добиться доведения параметров и категорий внутренних водных путей арктических рек до значений, обеспечивающих достаточную пропускную способность для речного судоходства, углубления рек до уровня начала 1990-х годов, восстановления эксплуатационной надежности выправительных сооружений, реконструкции путевого хозяйства. Обследовать и модернизировать портовые гидротехнические сооружения в речных портах Ленского бассейна и морских портах Тикси и Зеленомысского. Обеспечить строительство устьевых перегрузочных комплексов в устьях рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы.
И никак нельзя откладывать «на завтра» закрепление на федеральном уровне полномочий по организации и управлению «северным завозом», по аналогии с ранее существовавшим Госкомсевером.
 
- А как с автомобильными дорогами и железнодорожным, воздушным транспортом?
- Надо, не откладывая «на потом», развивать опорную транспортную сеть Республики Саха.  Инфраструктуру подъездных путей, включая создание терминальных логистических комплексов портов Хабаровск, Благовещенск, Поярково, Покровка, Зея, Свободный, Якутск, Осетрово, Олекминск, Ленек, Зырянка, Черский, Белая гора и Хандыга, не забыть арктические порты Тикси и Зеленый Мыс, строительство устьевых перегрузочных комплексов в устьях рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы. Сооружение железнодорожной линии по направлению Нижний Вестях - Мома - Магадан.
Что касается неба, то и тут непочатый край работы! Организация производства отечественных воздушных судов малых типоразмеров для осуществления авиаперевозок на арктических и северных территориях. Субсидирование из федерального бюджета авиаперевозок на внутрирегиональном сообщении, от районных центров арктических районов до узловых аэропортов, причем независимо от возраста пассажиров. И модернизация арктических аэропортов и взлетно-посадочных полос.
Кроме того надо создавать новые виды транспорта высокой
проходимости. Оснащать вездеходной техникой на шинах низкого давления субъекты Арктической зоны. Обновлять пассажирский флот, обеспечить грузопассажирскими транспортными средствами малой грузоподъемности (пассажировместимости) — речными судами на воздушной подушке.
И без чего точно не обойтись, так это от возмещения транспортных затрат. На компенсацию расходов по доставке нефтепродуктов поставщикам, имеющим сеть автозаправочных станций в труднодоступных населенных пунктах. А для хозяйствующих субъектов - транспортных затрат по доставке продовольственных, непродовольственных товаров, а также жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Субсидирование из федерального бюджета авиаучетных работ.
Следует продумать, как и из каких источников предоставлять субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, находящихся в Арктической зоне, на реализацию мероприятий по модернизации дизельной энергетики и возмещение затрат на выработку электрической энергии подобными электростанциями. А также субсидий на погашение разницы фактических цен на топливно-энергетические ресурсы, приобретенных организациями коммунального комплекса, и цен, учтенных в регулируемых тарифах. Позаботиться о государственном стимулировании внедрения энергоэффективных и энергоресурсосберегающих технологий. Развитии нетрадиционной и возобновляемой энергетики. Арктические территории обладают большим потенциалом нетрадиционных возобновляемых источников энергии, прежде всего, гидроресурсов малых рек, ветра, геотермального тепла, биомассы, применение которых позволило бы сократить расход дорогостоящего и дефицитного органического топлива. Необходима разработка комплекса мер, стимулирующих производство нетрадиционных возобновляемых источников энергии в арктических районах.
 
- Однако финансирование государственной программы по развитию Арктики, было значительно урезано…А совсем недавно из Правительства РФ пришла неутешительная новость: законопроект «Об Арктической зоне РФ» признан «нецелесообразным»…И вносить его в Госдуму РФ не будут!
- Это сообщение было для всех нас как гром среди ясного неба! Между тем, Республика Саха  является уникальным регионом, одним из немногих в Российской Федерации, где имеются реальные весьма крупные резервы для ускоренного прироста запасов нефти и газа на континентальной суше и на шельфе прилегающих арктических морей. Арктическая зона, включающая в себя перспективные на углеводородное сырье территории, к настоящему времени изучена слабо и крайне не равномерно. Необходимо в рамках государственной программы предусмотреть мероприятия по научному изучению шельфа арктических морей Республики за счет средств федерального бюджета и привлечении собственных средств недропользователей. Разработку долгосрочной, научно-обоснованной программы лицензирования участков недр твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья федерального значения на малоосвоенных территориях Дальневосточного региона. Проведение на арктических территориях комплексных геологоразведочных работ, обеспечивающих повышение категорийности оценки ресурсов и существенный прирост реальной (доказанной) ресурсной базы.
Создать Анабаро-Оленекский кластер на базе месторождений редких металлов Томтор и Таймылырского месторождения богхеда и угля, месторождений алмазов, Нижне-Янского - на базе золоторудного месторождения Кючус, россыпей Куларского золото-редкометалльного района, а также на основе сближенных оловорудных месторождений Южно-Янского рудного района. Пора заняться разработкой россыпных месторождений алмазов на территориях Анабарского, Оленекского, Булунского и Жиганского улусов. Проведением опережающих геологоразведочных работ, с целью воспроизводства минерально-сырьевой базы россыпных алмазов.
Пора  сформировать механизм государственной поддержки хозяйствующих субъектов, выполняющих социальные функции градообразующих предприятий, осуществляющих деятельность непосредственно в Арктической зоне, с предоставлением налоговых льгот, финансированием энергетической и транспортной инфраструктуры производства, возмещением части расходов на сезонный завоз грузов. Требуется  правовое регулирование пользованием специфическим природным ресурсом Севера России - ископаемыми бивнями мамонта. Путем внесения изменений в федеральный закон «О недрах» в части отнесения участков недр, содержащих ископаемую мамонтовую кость, к участкам недр местного значения, а также включения ископаемой мамонтовой кости в Общероссийский классификатор полезных ископаемых.
 
- Словом, Республика нуждается в развитии научно-исследовательской   деятельности   и   внедрении инноваций?
- Безусловно! Осуществление масштабных исследовательских геолого-геофизических, гидрометеорологических, гидрографических картографических и биологических, в области животного мира, работ на арктическом шельфе, суше и архипелаге Шпицберген откроет новые горизонты. Потребуется, и мы предлагали давно, создать федеральный арктический научно-исследовательский центр в п.Тикси.Для комплексного изучения природной среды прибрежно-шельфовой зоны морей Восточной Сибири и социально-экономического развития арктических регионов, с испытательным полигоном альтернативных источников электроэнергии, влияния морского арктического климата на свойства материалов и готовых изделий. Проложить маршрут для доводочных и сертификационных испытаний автотранспортной техники «северного исполнения».
В Арктике можно и нужно создавать объекты коммерческой инновационной инфраструктуры -       технопарки, бизнес-инкубаторы, центры технологий, технико-внедренческих зоны, венчурные фонды и компании. Тогда Арктика станет современной, мощной и богатой.
При этом мы за сохранение традиционных видов природопользования.Поэтому и настаивалинавключение в программу   мероприятий   по   государственной   поддержке устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, по внесению изменений в Федеральный закон № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов». И о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снятия лимитов на охоту, в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, осуществляемой лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера. Внесении изменений в Федеральный закон №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части уточнения понятий с учетом местных особенностей, традиций, прав коренных малочисленных народов Севера. А также закрепления рыбопромысловых участков для вылова рыбы без проведения аукционов (конкурсов) на бесплатной основе или разрешения вылова рыбы без предоставления рыболовецких участков. И на внедрение механизмов компенсационных выплат для агро организаций и охотничье-промысловых хозяйств всех форм собственности, в связи с изъятием оленьих пастбищ, охотничьих угодий, а также возмещением убытков.
Государству нужно продолжить политику по созданию в районах Арктической зоны новых производств по переработке сельскохозяйственной и рыбной продукции, созданию рабочих мест в традиционных видах деятельности населения - оленеводстве, рыболовстве, а также в сфере услуг. Оказывать поддержку системе арктических факторий, функционирующих в субъектах РФ и предназначенных для жизнедеятельности и ведения вековых отраслей хозяйствования. Разработать и принять федеральные нормативные правовые акты по стимулированию привлечения квалифицированных кадров и молодых специалистов в учреждения здравоохранения, образования и культуры в районах Арктической зоны.
 
-А какова ситуация по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности?
- Однозначно на этот вопрос ответить трудно. Но в государственной программе должен быть отдельный раздел по обеспечению экологической безопасности и рационального природопользования, предусмотреть реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Заняться ликвидацией накопленного экологического ущерба. Сохранить и расширить биологическое разнообразие. Внедрять энергосберегающие технологии и технологии, способствующие повышению эффективности использования природных ресурсов и отходов, возникающих при их производстве. Создать условия для реализации мер по предотвращению, сокращению последствий антропогенного загрязнения рек Лена, Яна, Индигирка, Колыма в арктической зоне Якутии.
Нужны пункты мониторинга для изучения и слежения за состоянием биоресурсов в арктической зоне Республики. В связи с интенсивным освоением полезных ископаемых необходимо совершенствовать комплексный экологический мониторинг окружающей среды, результаты которого позволят обеспечить оперативной информацией органы государственной власти и муниципальных образований при подготовке и принятии управленческих решений в области рационального природопользования, охраны окружающей среды, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Нужно сохранить экосистемы морских островов. Вести постоянное очищение территорий заброшенных полярных станций, гидрометеопостов, военных объектов Минобороны от металлического лома в виде бочек, цистерн, техники и т.д. Также большую угрозу составляет скопление заброшенных ГСМ в бочкотаре и цистернах, которые под воздействием морской воды и осадков интенсивно ржавеют. Обеспечить своевременное и адекватное реагирование на нефтяные разливы в водоемы. Разработать эффективные средства борьбы с аварийными экологическими ситуациями, связанными с перевозками нефтепродуктов судами речного флота и началом освоения нефтегазовых ресурсов в бассейнах рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. Нужны и эффективные технологии ликвидации аварийных разливов нефти до начала промышленного освоения шельфа арктических морей. Следует провести паспортизацию хвостохранилищ Депутатского ГОКа, Куларской ЗИФ (Усть-Янский район) и Лебединской ЗИФ (Алданский район), в качестве участков недр федерального значения. Причем при финансировании уничтожения опасных для природы объектов по федеральной целевой программе «Ликвидация прошлого экологического ущерба».
Повысить требования к процедуре проведения экологической экспертизы инвестиционных проектов в районах Севера, внедрить специальные экологические нормативы в районах Севера и Арктики. Провести инвентаризацию и ранжирование территорий Арктической зоны Республики по степени техногенного воздействия на окружающую среду, в т.ч. в результате накопленного экологического ущерба. Давно пора приступить к реализации проектов, направленных на ликвидацию прошлого экологического ущерба. Сделать все, чтобы  сохранить популяцию стерха.  Расширить сеть особо охраняемых природных территорий, с включением акваторий и островов арктических морей и повышением статуса действующих заповедных территорий. Создать Национальный парк на Новосибирских островах, с целью сохранения уникальных первозданных ландшафтов Центральной Арктики. Использовать реальные механизмы рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий, обеспечить условия для регулируемого туризма и отдыха. При этом необходимо предусмотреть мероприятия по объектам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в населенных пунктах Арктической зоны.
 
- В  условиях, когда госпрограмма урезана, а закона нет, как можно говорить о повышении уровня и качества жизни населения?
- Теперь все под вопросом - стимулирование закрепления    трудоспособного населения на основе преодоления бедности, с учетом значительно более высоких затрат в северных условиях, сокращение региональных и районных различий в уровне жизни, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие жилищной и социальной инфраструктуры. Предоставление дополнительных гарантий лицам, желающим осуществлять трудовую деятельность в арктических территориях. «Зависают» государственная федеральная поддержка развития малокомплектных школ, учитывающая их отдаленность, труднодоступность и низкую плотность населения. Обеспечение доступности и качества медицинской помощи жителям, проживающим в труднодоступных малочисленных населенных пунктах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Стимулирование внедрения передовых технологий в коммуникациях и связи, телемедицине и дистанционном образовании. Строительство жилых домов для последующего предоставления по договорам социального найма. Оказание поддержки за счет средств федерального бюджета в части субсидирования, компенсации затрат на перевозку строительных материалов и конструкций для жилищного строительства в районы Арктики со сложной транспортной схемой. Предоставление налоговых льгот в части федеральной части налога на прибыль и налога на добавленную стоимость…  
 
- Одним из шести приоритетных направлений развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности в соответствии с одноименной Стратегией, утвержденной Президентом РФ В.В. Путиным в феврале прошлого года, является международное сотрудничество в Арктике. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- В целях развития международного сотрудничества и сохранения Арктики в качестве зоны мира, целесообразно регулярное проведение мероприятий, направленных на прием в качестве постоянных членов Арктического совета общественных организаций коренных народов Севера РФ, не состоящих в Российской ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Содействие участию субъектов РФ в международном сотрудничестве  путем расширения их деятельности в международной организации Арктический совет и поддержке международных организаций регионального уровня с участием субъектов РФ, таких как Северный Форум и Совет Баренцева - Евро-Арктического региона. Необходимы единые критерии оценки качества жизни в Арктической зоне РФ. И сравнения с опытом стран Арктического совета.
И все-таки вернусь к законопроекту «Об Арктической зоне РФ».  Арктическая страна просто не может обойтись без полноценного Закона об Арктике. Надо приложить максимум усилий, чтобы законопроект был принят, и наполнен финансированием! Либо мы будем идти по дороге, которая никуда не ведет…
Арктика, Крайний Север, которые и сегодня наполняют львиную долю бюджета страны, должны получить второе дыхание, иначе мы сами рубим сук, на котором сидим!
 
                                                                       Записал Михаил Волков.

"РФ-сегодня"

22.04.2014

Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 10 + 8 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.

ТОП-10 - рейтинг публикаций сайта журнала "РФ-сегодня"