ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
Cервер органов государственной власти
НАШИ УЧРЕДИТЕЛИ

В НОМЕРЕ
№ 05 май 2017 г.
РУБРИКИ ЖУРНАЛА

polosa
СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА


Все спецвыпуски стрелка
polosa
ОФИЦИАЛЬНО

Все документы стрелка
ПОЗДРАВЛЯЕМ 

Все поздравления
МИРОВАЯ МЫСЛЬ
СОБЫТИЯ

16.05.2017
15.05.2017
12.05.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

12.05.2017
11.05.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
polosa
СТАТЬИ
Поделиться с друзьями:

« Дальний Восток становится самым близким…»

НиколаевМихаил Николаев, член Комитета Государственной Думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока:

Серьезный геополитический конфликт с Западом вполне способен привести к успешной и незамедлительной реализации крупнейшего проекта модернизации Восточных регионов страны.
 
   Сколько «копий обломали» парламентарии, ученые, эксперты, государственные и общественные деятели, пишущая и снимающая братия, но восточные регионы страны, богатейшие, после развала могучего Союза годами никак не становились доступнее, более обустроенными и комфортными для проживания, работы людей. Напротив, все острее ощущалась оторванность от основной части России, что понуждало коренных жителей собирать чемоданы, стремиться переехать в центральные районы. А это, в свою очередь, приводило к обезлюживанию огромных и перспективных территорий, которые приходили в полное запустение. Так, видимо, и напишет историк, но непременно добавит: не было бы счастья, да несчастье помогло…Ужасающая несправедливость Запада, неудержимое стремление к гегемонии, наконец, заставили нашу страну сосредоточиться. Оглянуться и осознать, что мир велик. А кроме Запада есть еще и Восток, Юг, Север. Наш собеседник, первый президент Республики Саха (Якутия), еще в конце прошлого века подготовил законопроект о Восточных территориях России. Досконально знает проблему. И сегодня активно участвует в разработке правительственных законопроектов о социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона, об Арктической зоне РФ, аналогичных государственных программ. И полагает, что в этот раз мы не упустим свой шанс!
 
- Михаил Ефимович, но и до охлаждения отношений с США и Европой государство в последние годы вроде бы всерьез озаботилось развитием Восточных территорий…
- Верно. Еще недавно я говорил, что миграционные потоки повлекли в центральные районы не только вновь прибывших, но и тысячи северян-старожилов, северян во втором и третьем поколении. Какая участь ждет северян — выходцев из центральных регионов, Украины, Северного Кавказа, Беларуси, Молдовы, других республик? Ехали они на Север не только за романтикой, но и с надеждой поправить свое материальное положение, купить дом, квартиру, автомашину, обеспечить приближающуюся старость. Безразличие же Центра к нуждам северян не защитило от девальвации их сбережения, не решило вопроса с бронированием жилья… Все это привело к резкому падению доверия миллионов северян к Правительству России. Замирала жизнь на приисках и копях, тысячи контейнеров со скарбом и сегодня ждут отгрузки. Шло и идет повальное увольнение и массовый отъезд...Похоже, Север, как и вся страна, родился под созвездием Предательства. До Севера ли сегодня?
 
-  А теперь Вы так не думаете? Что изменилось?
- Север, неожиданно для многих, окреп, возмужал. Выросли люди, возможности. Многое Север нынче способен решать сам. Ему не требуется мелочная опека, однако для успеха необходима продуманная и взвешенная, долговременная государственная политика доброжелательного протекционизма. Поэтому и создано Министерство по развитию Дальнего Востока. А наш состав Государственной Думы принял долгожданный Закон о Северном морском пути, в разработке которого и я принимал активное участие в составе специальной рабочей группы Комитета по транспорту.    
   Этот закон северяне ждали почти 20 лет! Столько же мы ждем еще два закона - о социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Забайкалья и об Арктической зоне РФ. Есть несколько вариантов этих законопроектов, они обсуждаются экспертным сообществом, но в Государственную Думу РФ Правительство РФ никак не вносит свои, окончательные. И так долго продолжаться не может. Северяне ждут законы, которые позволят строить дороги, заводы, фабрики, разрабатывать месторождения полезных ископаемых и т.д. А утвержденные госпрограммы постоянно корректируются, перекраиваются, и по этой причине практически лежат под сукном.
 
- Но ситуация в связи с последними событиями в мире резко изменилась…Нынче у всех на устах грандиозный Российско-Китайский проект «Сила Сибири»!
- Да, такой проект под сукно не положишь. Газодобыча в Якутии, на базе Чаяндинского месторождения, где запасы газа — 1,2 трлн. куб. м, будет развиваться в едином комплексе с добычей в Иркутской области - на базе Ковыктинского месторождения, там запасы газа — 1,5 трлн. куб. м, ресурсная база которой будет подключена на следующем этапе. «Сила Сибири» станет общей газотранспортной системой для Иркутского и Якутского центров газодобычи, и будет транспортировать газ этих центров через Хабаровск до Владивостока. На первом этапе будет построен магистральный газопровод «Якутия — Хабаровск — Владивосток», на втором - Иркутский центр будет соединен газопроводом с Якутским центром. Маршрут трассы ГТС пройдет вдоль трассы действующего магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», что позволит оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение. Трасса ГТС преодолеет, в том числе, заболоченные, горные и сейсмоактивные участки. Газопровод будет построен практически полностью из труб отечественного производства. На строительстве первой очереди «Силы Сибири» будет задействовано около 11700 специалистов, понадобятся  тысячи работников по эксплуатации.
 
   Но и без «контракта века» в октябре 2012 года правление ОАО «Газпром» приняло окончательное инвестиционное решение по проекту обустройства Чаяндинского месторождения, строительства магистрального газопровода «Якутия — Хабаровск — Владивосток», а также объектов переработки газа в г. Белогорске. Ввод в эксплуатацию первой части ГТС «Сила Сибири» — магистрального газопровода «Якутия — Хабаровск — Владивосток» — конец 2017 года. Расширение деятельности «Газпрома» в Якутии — это серьезный стимул для роста уровня социально-экономического развития региона. В частности, строительство газотранспортных мощностей на ее территории обеспечит возможность развития газификации. Газопровод «Якутия — Хабаровск — Владивосток» пройдет, в том числе, через южные районы Якутии. Трасса газопровода выбрана таким образом, чтобы газифицировать максимально возможное число их населенных пунктов.
 
- Президент России Владимир Путин в одном из своих комментариев заметил, что реализация проекта позволит газифицировать Восточные территории страны, которые пока «сидят на газе», а отапливаются углем.
- Не могу не порадоваться, вместе со всеми своими земляками. Кроме того, создание Якутского центра газодобычи позволит повысить уровень занятости местного населения. При эксплуатации газопровода и добывающих объектов «Газпрома»  на территории нашей республики необходимо будет задействовать около 3000 специалистов. «Газпром» организовал подготовку специалистов, в том числе, из числа жителей Якутии, в российских профильных образовательных центрах, стимулирует разработку новых образовательных программ. Мощная ресурсная база на Востоке России, последовательное формирование крупных центров газодобычи и создание необходимых транспортных коридоров позволит организовать здесь новый центр экспортных поставок российского газа, ориентированный на Азиатско-Тихоокеанский регион.
 
- Республика Саха активно участвовала в разработке Чаяндинского месторождения, что, в конечном счете, и позволило выйти на большой контракт с Китаем…
- При этом наше правительство неоднократно предлагало включить в государственную программу мероприятия по созданию и развитию транспортной инфраструктуры. Прежде всего, это возрождение Северного морского пути, в полном объеме. Для чего требуется разработка и реализация целого комплекса мер - создание меридионального международного транспортного маршрута Северный морской путь - р. Лена - железная дорога Беркакит - Томмот - Якутск - Байкало-Амурская магистраль (Транссибирская магистраль) – Азия. Формирование в поселке Тикси Республики базового пункта управления инфраструктурой Северного морского пути, с учетом организации морского спасательно-координационного центра в п. Тикси, в виде филиала ФГУ «Госморспасслужба России», с передачей функции по координации поиска и спасения людей, терпящих бедствие в восточном секторе. Не обойтись и без филиала   ФГУ «Гидрографическое предприятие» Управления безопасностью    мореплавания    в    Восточном    секторе    Арктики    от    пролива Вилькицкого до бухты Провидения на трассах Северного морского пути, на Тиксинской гидрографической базе.
   Необходимо обеспечить финансирование и эффективную организацию содержания водных путей. Реновации и обновление флота смешанного плавания - «река-море», поддержание эксплуатационных глубин на реках, содержание противопаводковых защитных сооружений. Разработать механизм долевого участия в финансировании судоходства на вновь осваиваемых участках рек в арктических районах коммерческих организаций, заинтересованных в развитии мореплавания в целях освоения новых месторождений полезных ископаемых и других ресурсов. Надо добиться доведения параметров и категорий внутренних водных путей арктических рек до значений, обеспечивающих достаточную пропускную способность для речного судоходства, углубления рек до уровня начала 1990-х годов, восстановления эксплуатационной надежности выправительных сооружений, реконструкции путевого хозяйства. Обследовать и модернизировать портовые гидротехнические сооружения в речных портах Ленского бассейна и морских портах Тикси и Зеленомысского. Обеспечить строительство устьевых перегрузочных комплексов в устьях рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы. И никак нельзя откладывать «на завтра» закрепление на федеральном уровне полномочий по организации и управлению «северным завозом», по аналогии с ранее существовавшим Госкомсевером.
 
- Республика Саха является уникальным регионом, одним из немногих в Российской Федерации, где имеются реальные весьма крупные резервы для ускоренного прироста запасов нефти и газа на континентальной суше и на шельфе прилегающих арктических морей.
- И угля. Министерством транспорта Республики Саха (Якутия) и китайской компанией «Инкоуская компания по развитию возобновляемых ресурсов Хэ-Ли» подписано рамочное соглашение, определяющие сроки, цены, объемы и логистику поставок угля в Китай. За первый год китайская компания готова принять порядка 30 тысяч тонн качественного Зырянского каменного угля, а в общем, до 2016 года, объем поставок составит более 550 тысяч тонн угля. Обсуждались вопросы по транспортировке: водным или наземным транспортом. Китай намеревается выкупать и якутский металлолом. Экспериментально, в течение года планируется поставить порядка пяти тысяч тонн металлолома. Однако компания из Китая готова принимать и гораздо более крупные объемы до 2016 года, и довести их поставки до 1 миллиона тонн. Стороны выразили обоюдную надежду на плодотворное, длительное и взаимовыгодное сотрудничество, а также установление партнерских и дружеских отношений.
 
- А недавно промелькнуло сообщение в СМИ о том, что КНР готова вложить до 5 миллиардов долларов в разработку и добычу угля в Якутии.
- Действительно, такая информация есть. И, к сожалению, должен признать, Арктическая зона, включающая в себя перспективные на углеводородное сырье территории, к настоящему времени нами, в отличие от наших зарубежных коллег, изучена слабо и крайне не равномерно. Необходимо в рамках государственной программы, прежде всего, предусмотреть мероприятия по научному изучению шельфа арктических морей Республики за счет средств федерального бюджета и привлечении собственных средств недропользователей. И заняться тщательной разработкой долгосрочной, научно-обоснованной программы лицензирования участков недр твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья федерального значения на малоосвоенных территориях Дальневосточного региона. Проведение на арктических территориях комплексных геологоразведочных работ, обеспечивающих повышение категорийности оценки ресурсов и существенный прирост реальной (доказанной) ресурсной базы.
   Мы давно предлагаем создать Анабаро-Оленекский кластер на базе месторождений редких металлов Томтор и Таймылырского месторождения богхеда и угля, месторождений алмазов, Нижне-Янского - на базе золоторудного месторождения Кючус, россыпей Куларского золото-редкометалльного района, а также на основе сближенных оловорудных месторождений Южно-Янского рудного района. Пора заняться разработкой россыпных месторождений алмазов на территориях Анабарского, Оленекского, Булунского и Жиганского улусов. Проведением опережающих геологоразведочных работ, с целью воспроизводства минерально-сырьевой базы россыпных алмазов.
   А я давно ставлю вопрос о стимулировании  закрепления    трудоспособного населения на основе преодоления бедности, с учетом значительно более высоких затрат в северных условиях, сокращении региональных и районных различий в уровне жизни, совершенствовании пенсионного обеспечения, развитии жилищной и социальной инфраструктуры. Сюда же надо перебазировать и головные офисы транснациональных компаний, которые черпают свои богатства из наших недр. 
   Совершенно необходимо предоставить дополнительные гарантии лицам, желающим осуществлять трудовую деятельность в арктических территориях. Но «зависает» государственная федеральная поддержка развития малокомплектных школ, учитывающая их отдаленность, труднодоступность и низкую плотность населения. Не решаются проблемы обеспечения доступности и качества медицинской помощи жителям, проживающим в труднодоступных малочисленных населенных пунктах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Не стимулируется внедрение передовых технологий в коммуникациях и связи, телемедицине и дистанционном образовании. Не финансируется строительство жилых домов для последующего предоставления по договорам социального найма. Центр оказывает в оказании поддержки за счет средств федерального бюджета в части субсидирования, компенсации затрат на перевозку строительных материалов и конструкций для жилищного строительства в районы Арктики со сложной транспортной схемой. До сих пор нет налоговых льгот в части федеральной части налога на прибыль и налога на добавленную стоимость…
  
- Между тем, председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев ставил задачу об освобождении жителей Восточных регионов от налогов, коих всего-то 4,4 процента от населения страны.
- Мы на заседании Комитета Государственной Думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востокарассматривали государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", потом мы обсуждали её на парламентских слушаниях. Оба раза докладывал заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Кирилл Степанов.      
   С его слов, 29 марта 2013 года была утверждена первая версия государственной программы с ресурсным обеспечением, превышающим 10 триллионов рублей, в том числе средств федерального бюджета, 3,8 триллиона рублей. И программа была неплохая, содержала 12 подпрограмм, сформированных по принципу комплексных инвестиционных проектов. Но в декабре Правительство приняло новую редакцию. В которой были исключены практически все комплексные инвестиционные проекты, как не профинансированные. Недофинансирование составляло порядка 3,6 триллиона рублей только средств федерального бюджета. Суть новой редакции заключаются в обеспечении, в первую очередь, развития транспортной доступности на территории Дальнего Востока и Байкальского региона за счёт формирования транспортной инфраструктуры. Вторая задача - обеспечение надёжного вывоза товаров. Для чего предусмотрено увеличение пропускной способности железных дорог и развитие морских портов. Общий объём финансирования государственной программы составляет 346 миллиардов рублей, в том числе на 2014 год 26 миллиардов, 2015 год чуть более 73 миллиардов рублей, 2016 год - 77,5 почти миллиарда рублей, а с 2017 года наблюдается снижение бюджетного финансирования государственной программы. Если посмотреть более детально на состав мероприятий, которые предусмотрены программой, то это строительство и реконструкция порядка 40 объектов воздушного транспорта в различных субъектах, строительство и реконструкция портовой инфраструктуры (17 объектов), строительство и реконструкция объектов дорожного хозяйства (12 объектов),  реконструкция и строительство участков дорог регионального и местного значения, и лишь один объект энергетики. Ключевое мероприятие - модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с ресурсным обеспечением более 76 миллиардов рублей. В целом проект финансируется, в том числе, за счёт средств ОАО "РЖД" и Фонда национального благосостояния. А общая стоимость проекта - 500 миллиардов.
 
- При этом Кирилл Степанов заметил, что эта государственная программа не может устраивать Министерство по развитию Дальнего Востока, поскольку финансирование идет по минимуму…
- Это было понятно. Предусматривается формирование территорий опережающего развития, обеспечение реализации ряда ключевых инвестиционных проектов, в том числе, отбор на перспективу инвестиционных проектов.Территории опережающего развития - это как раз те анклавы, которые должны быть обеспечены всей инфраструктурой: и энергетической, и транспортной, и социальной инфраструктурой. А что за их границами? Но даже эти меры, по мнению замминистра, должны обеспечить прирост трудоспособного населения. Стоит задача до 2025 года увеличить население региона на миллион человек, создать порядка 346 тысяч новых рабочих мест.
   Мои коллеги – депутаты были довольно критичны: программа трансформировалась из экономического и социального развития Дальнего Востока, а исключительно в транспортное развитие.  О социальном развитии там и речи нет, и денег на социальное развитие  не заложено. И я в своем выступлении отметил - прослеживается ухудшение по всем параметрам: доля регионального продукта в структуре ВВП с годами снижается. По итогам 2013 года - 9 процентов, а к 2025 году, к концу программы, - 6,8 процента будем производить. И с численностью населения не все ясно…Будет она расти или снижаться? А доля  регионального дохода в консолидированном бюджете России сегодня составляет 3,9 процента, а будет всего 2,9 процента.
  
- Что же это за госпрограмма развития?
- Минвостокразвития обещал её доработать, но Правительство, видимо, в спешке отмахнулось от наших замечаний и утвердило её в таком виде…Спрашивали мы и когда будет внесен в Государственную Думу РФ проект закона? И сколько вариантов будет, этих законов? Четкого ответа не последовало.
   Комитет отметил, что программа не соответствует задачам, которые поставлены Президентом и Правительством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. По большому счету, в госпрограмме отражены расходы по Министерству по развитию Дальнего Востока только на обеспечивающую подпрограмму, то есть финансирование самого министерства, центрального аппарата министерства. Не учтены даже инвестиционные проекты, которые закладывались ранее, например, по Южной Якутии, где недавно побывал, на них уже израсходовано 45 миллиардов рублей, а теперь, получается, они никому не нужны…И колоссальные деньги выброшены на ветер!
   При таком подходе мы ничего не построим на Дальнем Востоке. А ведь, первую очередь, начинать надо с человека, который там живёт. Надо убедить его, чтобы он никуда не убегал, не уезжал, а чтобы все родственники тех людей, которые живут на той территории, желали бы приехать, в том числе из Украины. Пока же 240 тысяч дальневосточников сидят на чемоданах.
 
Записал Михаил Волков.
 
Михаил Николаев
 
Работа

"РФ-сегодня"

18.06.2014

Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 1 + 10 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.

ТОП-10 - рейтинг публикаций сайта журнала "РФ-сегодня"